Договор строительного подряда, как разновидность договора подряда, распространён в РФ уже очень давно. Казалось бы такая длительная практика его применения не должна вызывать никаких затруднений. Но существуют вопросы, связанные с гарантиями качества, которые беспокоят участников договора.
Под гарантией качества понимается, что подрядчик обещает предоставить объект, соответствующий условиям договора. Гарантийный срок – период в течение которого подрядчик ручается за надлежащее состояние вещи. Положения норм, регулирующих вышесказанное, носят диспозитивный характер и могут быть изменены сторонами.
Подрядчик ответственен за ход работы и за конечный результат, даже если работа осуществлялась силами субподрядчика. Исключение составляют случаи, когда аренда строительной техники производилась заказчиком и это послужило тому, что результат получился с недостатками.
В остальном же подрядчик несёт ответственность за обнаруженные недостатки. Срок обнаружения недостатков объекта равняется 5 годам. Если гарантийный срок не установлен, следовательно он приравнивается к этой цифре. Если срок был обнаружен по истечении 5 лет, с подрядчика снимаются все обязательства.
Возникает вопрос, зачем тогда нужны 2 срока, если срок обнаружения недостатков поглощает гарантийный? На самом деле важны оба. Разница у них имеется, причем существенная. Она заключается в распределении бремени доказывания.
Если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока, доказывать непричастность к изъянам обязан подрядчик. Если же недостатки возникли по истечении такого срока, заказчик должен доказать, что данные недостатки - это вина подрядчика.