Суверенитет в системе российского федерализма

24.04.2013 23:52 3

Суверенитет в системе российского федерализма

Суверенитет как неотъемлемое свойство государства не нашел однозначного толкования в юридической науке, однако для понимания сущности государства суверенитет имеет чуть ли не самое важное значение. Большинство ученых понимают суверенитет как верховенство государственной власти во внутренних делах и независимости в международных отношениях.

Если мы говорим о централизованных унитарных государствах, то данное определение суверенитета является логичным и достоверным. Однако сама сущность федерализма состоит в децентрализации, поэтому оценка правомерности применения суверенитета в его классическом понимании к федеративным государствам вызывает споры.

Федерация предполагает "объединение политико-территориальных единиц (образований) в единое государство". По мнению некоторых ученых, эти политико-территориальные единицы (государства и государственные образования) обладают суверенитетом, хотя и ограниченным.

Если субъекты федерации - государства, тогда они суверенны, так как суверенитет - неотъемлемое свойство государства; если, наоборот, субъекты не могут быть государствами, то у них нет и суверенности, так как речь идет о государственном суверенитете. Если суверенитет - это то же, что и широкая компетенция, большая сумма прав и полномочий, то тогда суверенитетом обладает как федерация, так и ее субъекты, так как при данной форме государства соответствующая компетенция имеется у обеих сторон. Если же суверенитет не сводится к компетенции, признается неделимым и несовместимым с другим суверенитетом на территории одного и того же государства, тогда суверенной признается только федерация, а ее субъекты - несуверенными.

В.Е. Чиркин, говоря о возможности признания субъектов федерации суверенными в определенных пределах, также считает, что "это вовсе не государственный суверенитет", так как он ограничен внутренними делами субъекта федерации.

Относительно суверенности субъектов федерации существует так называемая теория делимости государственного суверенитета. Суть данной теории сводится к тому, что допускается расщепление государственного суверенитета на суверенитет федерации и суверенитет ее субъектов (в определенной доле, закрепленной в Конституции). То есть у федерации одно содержание суверенитета, а у субъектов - другое.

Субъекты федерации не обладают ни государственным, ни каким-либо иным суверенитетом. Суверенитет может быть только государственным, и иного его значения не может быть. Не может быть и ограниченного суверенитета, которым нередко наделяются субъекты федеративных государств. Поэтому федеративное государство суверенно как единое образование.

В то же время нельзя сказать, что в федеративном государстве суверенитет имеет то же значение, что и в унитарных государствах. Здесь имеется в виду именно юридическая сущность суверенитета, политическая сторона суверенитета, связанная с фактическим верховенством государственной власти, принципиально не изменяет своей сути.

Центральным вопросом является принцип единства государственной власти. Классическая модель государства предполагает иерархическое строение системы гос. органов, федеративное устройство, характеризуется значительной степенью самостоятельности субъектов федерации. Поэтому, если определить носителем суверенитета всю систему органов власти, подрывается сама суть федерации, где региональные органы власти обособлены.

Предполагаем, что в федерации, как и в унитарном государстве, носителем суверенитета является вся система гос. органов, начиная от федерального уровня и заканчивая муниципальным. Несмотря на то что модель гос. власти предполагает обособление гос. органов различных уровней, нормативные акты, исходящие от них, представляют собой строгую иерархию. Муниципальные акты не могут противоречить региональным и федеральным, региональные - федеральным.

Федерации могут состоять из равностатусных субъектов, когда в основе политико-территориального деления государства лежит экономический и организационный принцип. В этом случае федеративная модель направлена больше на повышение экономической активности и самоорганизации субъектов. Здесь проблемы суверенитета не существует как таковой, во всяком случае, она, как правило, не имеет большого практического значения.

По-другому обстоит дело, когда субъекты федерации обладают особым статусом. Например, республики в составе РФ. Безусловно, экономико-организационный принцип играет и в этом случае определенную роль, но большее значение зачастую приобретают национально-культурные особенности региона. Если территорию данного субъекта населяют преимущественно представители иной нации, нежели государствообразующая нация, то суверенитет является именно той категорией, которая выражает национальную самодостаточность нации. Обладание суверенитетом является равнозначным национальной самоидентификации.

Особый статус республик в составе РФ вовсе не означает обладание ими суверенитетом, но в то же время подтверждает их потенциальную государственность. Правовой статус таких автономных образований взаимно согласован между федерацией и самими субъектами.

Такая потенциальная государственность означает, что данный автономный субъект федерации обладает всеми предпосылками государственности, но не обладает суверенитетом, т.е. независимостью, самостоятельностью и самодостаточностью. Исходя из классического определения признаков государства, в качестве которых называются публичная власть, территория, население и суверенитет, можно сказать, что именно отсутствие суверенитета является определяющим моментом.

Население субъекта РФ представляет собой совокупность граждан Российской Федерации, имеющих место постоянной регистрации в границах данного субъекта Российской Федерации. Основой государственности как таковой является население, имеющее гражданство данного государства.

Следующая новость
Предыдущая новость

«Спартак» Олега Кононова, ведя к 80-й минуте, проиграл «Рапиду» Стильный и комфортный ресурс Никита Бурмистров — в символической сборной 26-го тура ФНЛ Тульский «Арсенал» победил «Уфу» Резиуан Мирзов: В Туле есть все условия для роста

Лента публикаций